Рынок сырья: Производители оконного рынка ПВХ о конференции «ПВХ. Итоги года 2010»

08.12.2010
Регион: Россия
Источник: http://www.tybet.ru/content/articles/index.php?SECTION_ID=597&ELEMENT_ID=20840

Рынок ПВХ отметил 2010 год двумя противоположными по уровню оптимизма событиями.

С одной стороны, даже при некотором удорожании ПВХ-сырья весь год российский рынок демонстрировал спрос, которого мало кто ожидал. Прогнозируемый дефицит сырья оказался не критичным. Позитива в настроение также добавили ближайшие планы «ЛУКОЙЛА» о начале поставок ПВХ с украинского «Карпатнефтехима» (в первом квартале 2011 года) и уже скорое открытие, в 2013 году, нового производства «Русвинила» (300 тыс. тонн в год) в Нижегородской области.

С другой стороны, пока этого не произошло и рынок ощутимо зависим от ввозимого сырья, ситуация на рынке переработки была несколько омрачена сентябрьским Постановлением Правительства (в поддержку отечественных производителей смолы) об увеличении с 1 января 2011 года ввозных пошлин на импортный ПВХ.

Это в известной мере выразилось в противоречиях и некотором конфликте интересов между отечественными производителями ПВХ – «Саянскхимпластом», стерлитамакским «Каустиком» (основные лобби сентябрьского постановления) и отечественными переработчиками поливинилхлорида, которые можно было наблюдать на очередной 6-й конференции «ПВХ. Итоги года 2010», прошедшей 1 декабря в Москве.

От рынка оконных ПВХ-конструкций в этом году конференцию посетили компании: VEKA, profine Rus, REHAU, Deceuninck, СП «Витраж», «СТиС», «СТЛ-Экструзия», «ЭксПроф», «Самарские оконные конструкции» и другие.

На наш взгляд (оконный портал tybet.ru присутствует на конференции ежегодно), конференция 2010 года мало чем отличилась от прошлогодней. Но в этом году, к сожалению, стоит признать, что на фоне текущей ситуации отечественный отраслевой рынок ПВХ выглядит особенно разрозненным. Фактор привлекательности импорта для переработчиков и трейдеров достаточно весом (предложение «цена – качество»), чтобы не учитывать его в реалиях или создавать ценовые препоны. В конечном итоге увеличивающиеся затраты на продукты переработки пластиков лягут на плечи всей цепочки потребителей в нашей стране. Кому и что в России мы облегчаем? 

Прокомментировать свое участие в конференции «ПВХ-2010. Итоги года» и озвученную на ней информацию мы попросили представителей рынка оконного ПВХ-профиля, присутствовавших на мероприятии.
 
Заместитель генерального директора ООО «Рехау» А.В. Вериго:

«Конференция была обычной и отличалась от предыдущих отсутствием некоторых постоянных докладчиков (г-жи Хазовой), а также любопытной полемикой в связи с запуском завода «ЛУКОЙЛА» в Калуше в 2011 году и дискуссией по поводу повышения импортной пошлины на ПВХ. В целом конференция, на мой взгляд, выполняет роль, в первую очередь, форума/места встречи/тусовки/клуба производителей ПВХ, добавок, трейдеров и потребителей, и справляется с этой ролью хорошо. Наиболее информативна, на мой взгляд, кулуарная часть конференции, то есть общение за пределами зала докладов. 

Принципиально новой информации на встрече я не услышал. В том или ином ключе все тезисы переходят из года в год с учетом текущих корректировок и так или иначе информация соответствует регулярным отчетам по ПВХ, которые мы получаем. Было интересно услышать последние новости о запуске завода в Калуше и актуальную информацию о структуре импорта ПВХ.

Выводы довольно очевидные и не новые: наметившийся уже несколько лет назад дефицит ПВХ на российском рынке будет активно расти по мере выхода из кризиса строительного сектора. Запускающиеся в ближайшей перспективе новые заводы ПВХ в Калуше и Кстове проблему дефицита местного сырья не решат. Поэтому очевиден дальнейший рост импорта. Крупные потребители ПВХ имеют возможность эффективной работы с несколькими источниками поставок, включая местные и зарубежные и в принципе не должны иметь проблем с его наличием».

Алексей Логвинов, руководитель департамента закупок ООО «Века Рус»:
 
«Ежегодная конференция «ПВХ. Итоги года» – хорошая возможность обобщить всю информацию о состоянии и перспективах рынка ПВХ, получаемую в течение года из различных, зачастую противоречивых источников. 
В этом помогают доклады, представляющие взгляд на ситуацию, как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей, а также общение с участниками конференции в перерывах между докладами. Мое видение ситуации 2011 года не отличается оригинальностью: скорее всего, мы будем вновь наблюдать дефицит ПВХ и, как следствие, рост цен. Такая ситуация повторяется начиная с 2005 года, поэтому, на мой взгляд, ничего необычного нас не ждет». 

Сергей Ельников, руководитель отдела маркетинга ООО «Века Рус»:

«Рынок ПВХ чуть более открыт, чем рынок профилей, не говоря уже о собственно оконном рынке. Полностью солидаризуясь с мнением Алексея, добавлю лишь, что VEKA, благодаря нашей интеграции в систему закупок, осуществляемых концерном, обладает очень большим запасом прочности. Это касается как запасов сырья, так и возможности брать на себя часть рисков, защищая переработчиков от сильных ценовых колебаний».

Евгений Яковлев, директор департамента по сбыту и поддержке клиентов ООО «Декёнинк Рус»:

«Содержательных выступлений было значительно меньше, чем в прошлом году. 

Лейтмотивом всех выступлений, а выступали в основном потребители ПВХ, было большое опасение по поводу того, что цена на сырье будет и дальше существенно расти (назывались прогнозы в 70 000 рублей за тонну смолы к концу 2011 года). Основными причинами назывались: отсутствие конкуренции среди поставщиков и возможное изменение таможенной пошлины в 2011 году с 10 до 15%. 

Главным событием конференции стало выступление представителей «ЛУКОЙЛА» по поводу запуска завода по производству ПВХ на Украине.
Вопросов задавалось много. Ответы были не всегда полными, поэтому сложилось впечатление, что концепции продаж у нового завода пока нет. Зато есть серьезное раздражение российских поставщиков по поводу появления серьезного конкурента. Однако при планируемых мощностях нового завода (300 тыс. твердого ПВХ в год) проблему дефицита все равно избежать не удастся. 

Некоторыми участниками рынка (в частности profine) было высказано опасение, что возможное увеличения цены на ПВХ в 2 раза, отбросит рынок пластиковых окон на 6–7 лет назад. Вследствие снижения прибыли от производства ПВХ-профилей, бизнес этот будет совсем не интересен. 

Мое личное мнение по этому поводу принципиально отличается. Я считаю, что повышение цены на конечный продукт, каковым является окно, не сильно повлияет на объем оконного рынка вследствие огромного дефицита и отложенного спроса на эту продукцию. Гораздо сильнее на ситуацию на оконном рынке влияет макроэкономическая ситуация и платежеспособность потребителей. Снижение же прибыли зависит не от цены на сырье, а от сильнейшей и, главное, не совсем цивилизованной конкуренции на оконном рынке». 

Феликс Бегунов, руководитель службы маркетинга ГК «СТиС»:

«На конференции «ПВХ. Итоги года» нас интересовал взгляд на оконный рынок с «другой» стороны. Мы прогнозируем сейчас работу в 2011–2014 годах, и «СТиСу» необходимо учитывать драйверы отраслей, которые могут ограничивать рынок или стимулировать его рост. В очередной раз подивился на распределение прибыли в канале товародвижения.

С точки зрения оконного сообщества, участие в конференции, наверное, полезно. Только «общекультурный» уровень приглашенных надо регулировать или переходить к «жесткой» модерации, типа отключения микрофонов. Идеалом было бы продолжение конференции на неформальном уровне, когда есть время поговорить «без галстуков». Мне, например, повезло – я был признан «парнем не опасным и не из их песочницы», и представители всех групп (производители смолы и переработчики) общались со мной с интересом и без предубеждений. 

Итогом таких встреч может быть понимание, куда двигаться на основе опыта смежных отраслей. Но сомневаюсь, что пойду туда еще раз...»

Оконный портал tybet.ru: «Как показывает практика, участников всегда много, а отзывов, обсуждений по итогам всегда ничтожно мало. Все сводится к упоминанию себя любимого, где мы приняли участие, и все. Почему?»

Феликс Бегунов: «Сказать нечего. Создается впечатление, что у организаторов нет желания работать над итогами, документами, вырабатывать свое видение и пр. «Креону» по-моему достаточно того, что он организовал мероприятие... а ситуация на рынке это дело пятое. Это Форум «СТиС», где организатор есть активнейший участник отрасли, он живет ей».

Ольга Серебрякова, менеджер отдела логистики ООО СП «Витраж»:

«По нашим прогнозам, американские производители сохранят лидирующие позиции на российском рынке ПВХ в 2011 году. Даже несмотря на увеличение ввозной пошлины, переработчики в большинстве своем продолжат работать на импортном сырье, хотя бы по причине того, что предложение «гарантированный объем – цена – качество» от зарубежных коллег получить реальнее, чем от российских производителей.
Конференция оставила положительное впечатление, доклады были очень краткими, но емкими и интересными.

Особо хочется отметить доклад О.В. Прокопенко, генерального директора ООО «ХимТрейдингГрупп», «Российский рынок ПВХ. Скачки по волнам». В доступной и лаконичной форме были подведены итоги 2010 года в области импортных закупок ПВХ и озвучены перспективы на 2011 год. Пожалуй, это было одно из самых ярких и информативных выступлений».


Архив новостей рынка