Строительство: Российский оконно-фасадный рынок: программа консолидации на 2010–2012 гг.13.05.2010
В планах развития на 2008 год и перспективу руководители компаний закладывали высокие темпы роста оконно-фасадного рынка, рассчитывая на сохранение сложившихся тенденций, решения принимались на основе масштабных планов жилищного и гражданского строительства, а также результатов многочисленных маркетинговых исследований [5,1. Использованные источники см. в конце статьи]. Однако в действительности ситуация на российском рынке развивалась по другому сценарию: кризис в строительной отрасли привел к сокращению объемов жилищного строительства во 2-й половине 2008 г. и в течение 2009 г. В результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода жилья на 2009–2010 гг. и до 2012 года (таблица 1). Таблица 1.
Выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году. Ситуация усугубляется еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной реформой строительной отрасли – переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию, текущая деятельность строительного сообщества была связана с организацией СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ [11], а не с разработкой программы развития массового жилищного строительства. Несмотря на то, что руководители и специалисты строительного комплекса по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из кризиса [6,7,8,9,10], в главном их мнения совпадают: экономический кризис – хороший момент для перемен, для принятия важных решений, обновлений и пересмотра ситуации. Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить о проблемах отрасли (подавляющая часть публикаций и аналитических материалов имеет заказной характер), в качестве откровений воспринимаются такие оценки, как например: «Самое главное изменение на рынке риелторских услуг – переориентация на покупателя. Если ранее около половины сделок совершались в инвестиционных целях, то сегодня основной потребитель недвижимости и, соответственно, наших услуг – это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы: семьи, которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило весь рынок к пересмотру принципов работы, ведь, покупая и продавая квартиры десятками при перегреве рынка, риелторы отошли от клиентоориентированности, они фактически стали брокерами по продаже ценных бумаг. На мой взгляд, слава богу, что это произошло: наш рынок сейчас становится клиентоориентированным, таким, каким он и должен быть» [8]. «В России изменилась структура спроса, в частности выросла заинтересованность населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них – отсутствие законов об индивидуальной застройке, жилищных кооперативах, стройсберкассах» [11]. В связи с отсутствием программы развития массового жилищного строительства, базирующейся на государственно-частном партнерстве для наращивания объемов жилищного строительства и формирования цивилизованного рынка недвижимости с учетом обязательств государства перед отдельными социальными группами населения, в настоящее время чрезвычайно сложно прогнозировать развитие ситуации на строительном рынке. Производство СПК, являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей строительной отрасли, которые в ближайшей перспективе будут определяться эффективностью практических действий по преодолению кризиса. В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке рекомендуются достаточно очевидные решения:
Не отрицая важности указанных вопросов, предлагается рассмотреть ряд проблем, которые предстоит консолидировано решать оконному бизнес-сообществу, в их числе:
1. Актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии Политика в отношении применения энергоэффективных СПК в строительстве в последние годы характеризовалось непоследовательностью, которая была обусловлена следующими факторами:
Принятые в 2009 г. Федеральные законы Российской Федерации [1,2,3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных, соответственно новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты. 1.1. Предстоит пересмотреть действующие и разработать новые национальные стандарты, которые обеспечат производство, обращение на рынке и применение СПК, удовлетворяющих предъявляемым требованиям по энергосбережению и безопасности, в том числе на оконные блоки и балконные двери; фасадные светопрозрачные конструкции; материалы и комплектующие; стекло и стеклопакеты; методы определения эксплуатационных характеристик и др. Подлежат пересмотру базовые стандарты (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»; ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия»; ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия»; ГОСТ 24866-99 «Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия»), также должны быть разработаны новые стандарты (ГОСТ Р «Светопрозрачные ограждающие конструкции. Классификация. Методы расчета и испытаний»; ГОСТ Р «Фасадные светопрозрачные конструкции. Общие технические условия»; ГОСТ Р «Устройства поворотные, откидные и поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков противовзломные. Технические условия»). В связи с повышенными требованиями по энергосбережению в первую очередь должна быть изменена классификация изделий по показателю приведенного сопротивления теплопередаче (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»). По данным Ассоциации АПРОК, значения результатов испытаний по оценке эксплуатационных характеристик светопрозрачных конструкций в соответствии с ГОСТами, принятыми в отрасли, могут различаться друг от друга на 25% и более (Информационное письмо № 30 от 25.05.06. «Рекомендации по оценке технических характеристик светопрозрачных конструкций на территории России».) Столь высокий разброс значений результатов испытаний вызван недостатками применяемых методов испытаний и ограниченными техническими возможностями приборов и оборудования, которыми оснащены испытательные лаборатории, не позволяющими обеспечить требуемую точность результатов. Данное положение практически обесценивает действия компаний, направленные на повышение теплофизических характеристик светопрозрачных конструкций, чем с успехом пользуются недобросовестные производители. В связи с этим требуется пересмотреть ГОСТ 26602.1-99 «Блоки оконные и дверные». Методы определения сопротивления теплопередаче, и, соответственно, требования к технической оснащенности испытательных лабораторий. 1.2. Гармонизация норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства «В качестве вектора развития на ближайшее время хотел бы назвать необходимость гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства». (Из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г. Липецке.) В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (г. Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание: е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом регулировании» с государствами – участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств в области технического регулирования; – Срок – 1 апреля 2010 г.; В процессе пересмотра действующих и разработке новых национальных стандартов необходимо предусмотреть их гармонизацию со стандартами Республики Беларусь и Республики Казахстан. 2. Продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности В продвижении на российском рынке современных СПК необходимо учитывать специфические особенности конкретных групп потребителей, основными среди которых являются частные и корпоративные заказчики. 2.1. Информирование различных групп населения об эффективности применения современных светопрозрачных конструкций (энергосбережение, безопасность, комфорт и экология) В настоящее время из числа участников инвестиционно-строительного процесса в энергосбережении экономически заинтересован преимущественно конечный потребитель, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия и пр.). Сегодня частный заказчик является основным потребителем СПК (доля индивидуального домостроения составляет 47,7%; замена окон, остекление балконов и лоджий в действующем жилом фонде превышает потребности нового строительства в оконных и балконных дверных блоках), именно на эту категорию потребителей должна быть направлена так называемая «социальная» реклама. «Социальная» реклама эффективности применения современных СПК должна быть акцентированной, содержательной и разнообразной, включая:
2.2. Создание целостной системы правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций (СПК) нового поколения Корпоративный заказчик, в отличие от частного, не является конечным потребителем и экономически не заинтересован в реализации мероприятий по энергосбережению, поэтому воздействие на эту группу потребителей следует осуществлять путем контроля за соблюдением в проектных решениях нормативных требований по энергосбережению, создания условий, обеспечивающих их выполнение в практике строительства. Как показало прошедшее время, акцент исключительно на разработку и введение в действие стандартов не решает вопросов, связанных с грамотным применением СПК нового поколения на строительных объектах. В последнее время получила широкое распространение практика установки на объектах различного назначения СПК нового поколения, по теплофизическим характеристикам не соответствующих природно-климатическим условиям конкретного региона. В первую очередь это вызвано упрощенным подходом к остеклению зданий, сложившимся в предшествующие годы, когда проектирование остекления сводилось к выбору конструкции из типоразмерного ряда оконных блоков по ограниченному перечню исходных данных: тип здания (жилое, общественное), высота и площадь помещения. С другой стороны, упрощенный подход к остеклению зданий обусловлен неопределенным правовым статусом СПК, которые, согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не включены в состав общего имущества. Анализ состояния правовой, организационно-методической инормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла СПК нового поколения показывает, что существующая документация не представляет собой целостную систему, в полной мере учитывающую особенности проектирования, производства, приемки-сдачи и эксплуатации СПК (таблица 2). Таблица 2. Состояние правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных ограждающих конструкций (СПК) нового поколения *В состав общего имущества включаются: г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции). 2.2.1. Проектирование зданий и сооружений Тенденции в строительстве и архитектуре (возрастание этажности зданий, площадей наружного остекления, широкое применение стеклянных конструкций внутри зданий, расширение ассортимента и увеличение размеров применяемых элементов остекления и расширение функций), применение СПК нового поколения требуют введения в состав проектной документации самостоятельного раздела «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий». Целесообразно разработать раздел «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий» (заполнение оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий, фасады) для включения в новую редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также СНиП «Проектирование светопрозрачных ограждающих конструкций зданий» (должны быть учтены требования к СПК, в настоящее время содержащиеся в многочисленных нормативно-технических документах). 2.2.2. Сдача–приемка завершенного строительством объекта Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по оценке состояния светопрозрачных конструкций при сдаче-приемке завершенного строительством объекта, представление в Главную инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора. 2.2.3. Строительно-техническая экспертиза светопрозрачных конструкций Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по проведению строительно-технической экспертизы светопрозрачных конструкций, согласование с компетентными организациями, использование МР при подготовке экспертов по СПК, тиражирование и доведение до региональных организаций защиты прав потребителей. 2.2.4. Эксплуатация, сервисное обслуживание и ремонт светопрозрачных конструкций Уточнение правового статуса светопрозрачных конструкций, разработка норм технической эксплуатации на СПК нового поколения, материалы и комплектующие, их включение в состав действующих нормативно-технических документов, регламентирующих вопросы технической эксплуатации жилых и общественных зданий. 3. Противодействие недобросовестной конкуренции В последнее время производители окон постоянно сталкиваются со стремлением заказчика устанавливать на объектах более дешевые оконные конструкции: при соблюдении формальных требований (предъявление сертификата соответствия) выбирается поставщик, который выставляет минимальную цену. Следует отметить, что заказчик, не обладая специальными знаниями, зачастую упрощенно подходит к выбору конструкции и изготовителя окон. При таком подходе у недобросовестных изготовителей возникает соблазн предъявить на обычную продукцию сертификат соответствия с повышенными теплофизическими характеристиками и, не вкладывая средства в техническое перевооружение производства и освоение инновационной продукции, получить конкурентные преимущества. Установка в зданиях различного назначения (школы, жилые здания, офисные центры, гостиницы и др.) оконных конструкций, не отвечающих региональным требованиям по теплофизическим характеристикам, стала чрезвычайно актуальной проблемой для регионов Сибири, а в последнее время и не только. До сих пор сохраняется весьма либеральное отношение к этому негативному для рынка явлению, в качестве основной меры воздействия, как правило, следует отмена действия выданных сертификатов; не было случая, чтобы было приостановлено (или отозвано) действие свидетельства об аттестации испытательного центра (лаборатории). «Сегодня большинство сертификационных центров – это в основном фиктивные конторы, конторы, которые имеют договоры на обслуживание с испытательными лабораториями, а эти лаборатории либо не существуют, либо их технологическая база не обновлялась с советского периода. Зачастую аккредитацией и надзором занимаются одни и те же люди, которые сидят в одних и тех же стенах. Это просто нарушение законодательства». (из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в Липецке) В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (г. Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание: д) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования института ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, прежде всего производителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий. Срок – 1 апреля 2010 г. Внесение указанных изменений в КоАП означает снижение ответственности органов исполнительной власти (Минпромторг, Ростехрегулирование, Минрегионразвития) за действия органов по сертификации и испытательных лабораторий и передачу функций надзора и контроля бизнес-сообществу. Представляется, что более эффективными мерами по противодействию недобросовестной конкуренции, чем отслеживать ситуацию в области сертификации продукции и выявлять недобросовестные ОС и ИЛ, являются: – Создание независимой системы добровольной сертификации «СПК–СтройСертификация»; – Проведение комплексных испытаний светопрозрачных конструкций на современной испытательной базе, обобщение полученных результатов, их доведение до Минрегионразвития, региональных администраций, СРО и Ростехнадзора; – Введение маркировки энергосберегающих светопрозрачных конструкций. Для успешной реализации предлагаемой программы работ на 2010-2012 гг. целесообразно: 1 – создание общественной организации, объединяющей участников оконно-фасадного рынка, консолидирующей экономический и творческий потенциал ведущих компаний,действующей на принципах саморегулирования в рамках Федерального закона РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (предварительное наименование организации–НП «Национальное объединение участников рынка светопрозрачных конструкций»); 2 – создание экспертного совета по светопрозрачным конструкциям (из числа ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов предприятий отрасли, научно-исследовательских и проектных институтов, вузов) для рассмотрения и принятия разрабатываемых программных документов; 3 – координация деятельности с Ассоциациями, союзами и объединениями строительного комплекса России (НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»), НО «Ассоциации «Наружные фасадные системы» – «АНФАС», Некоммерческое партнерство «Производители современной минеральной изоляции «РОСИЗОЛ» и др.). Использованные источники 1. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». 3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». 4. Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП «О Городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010–2014 гг. и на перспективу до 2020 года». 5. «К 2010 году объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти в три раза». О.П. Чигодайкина, коммерческий директор «О.К.Н.А. Маркетинг». Ежеквартальный журнал-каталог оконного рыка России «Окна. Двери. Фасады», № 18, осень 2006 г. 6. «Пора забыть о прибыли в 100%». Интервью Владимира Ресина, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы. Газета «Ведомости», № 194 (2216), 14 октября 2008 г. 7. «Происходит крушение русской мечты». Интервью Константина Апрелева, вице-президента Российской гильдии риелторов, руководителя компании «САВВА» Татьяне Хейн. Журнал «Собственник», 25 марта 2009 г. 8. «Продажи новостроек в Москве снизились в 10 раз». Интервью Дмитрия Кузнецова, генерального директора агентства недвижимости «МИАН» Татьяне Соколовой. Журнал «Собственник», 2 октября 2009 г. 9. «Строительство жилья в России».Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Газета «Аргументы и Факты», № 42 (1511), 14–20 октября 2009 г. 10. «Строительная отрасль в период мирового кризиса: реализация инновационных программ». Итоговаяпресс-конференция Ассоциации Строителей России 15 декабря 2009 г. (на вопросы журналистов отвечали президент АСР Николай Кошман, вице-президент АСР Владимир Пономарев и главный советник президента АСР Александр Герасимов). 11. «Стройиндустрии нужна поддержка правительства». Интервью президента Российского союза строителей (РСС) Владимира Яковлева и вице-президента РСС, президента саморегулируемой организации (СРО) «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» Анвара Шамузафарова обозревателю ИТАР-ТАСС Константину Кижелю. 14 января 2010 г. 12. «Quo Vadis? Куда идет Российский оконный рынок». Н.Л. Гаврилов-Кремичев. Журнал «Окна и двери», № 1–2 (136–137), 2009 г. 13. «Время кризиса – время оптимизации».Ирина Фенске, Галина Артамохина. Журнал «Оконная и фасадная практика», № 9, декабрь 2008 г.. 14. «Кардинальные перемены на рынке ПВХ-окон». Александр Китаев-Смык, директор по развитию бизнеса и управлению проектами компании «профайн РУС». Ежеквартальный журнал-каталог «Оконное производство». Выпуск 20, август – сентябрь 2009 г. 15. «В России нет достоверной статистики по рынку жилья». 19 ноября 2009 г., материалы пресс-конференции аналитического центра «ГдеЭтотДом»и информагентства «Интерфакс». 16. «На рынке появляются двойные стандарты качества окон». С.В. Ельников, директор по маркетингу ООО «VEKA Rus». Ежеквартальный журнал-каталог оконного рынка России «Окна. Двери. Фасады.», № 18, осень 2006 г.. 17. «Оконный рынок. Экономика должна быть экономной»? Вадим Рыжов, директор по маркетингу и связям с общественностью компании Wintech. Ежеквартальный журнал-каталог «Оконное производство». Выпуск 21, октябрь – ноябрь 2009 г. 18. «Надо ли еще повышать теплозащиту окон»? Г.А. Воробьев, начальник Архитектурно-технического отдела МНИИТЭП. Журнал «Оконная и фасадная ПРАКТИКА», № 1 (10), январь – февраль 2009 г. А.Ю. Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство» ООО «Рехау»,
|